Дети и алкоголь: что делать, чтобы ребёнок не вырос алкоголиком

Как не допустить пристрастия ребенка к алкоголю

Дети и алкоголь: что делать, чтобы ребёнок не вырос алкоголиком

Алкоголизм (как и любая другая зависимость) — это болезнь, это неудовлетворенность жизнью. Это саморазрушение и протест, простая глупость и невежество. А еще это взаимосвязь многих биологических, психологических, социальных и духовных факторов.

Как показывает практика, корни алкоголизма зачастую уходят в детство, когда малыш, знакомясь с миром, вдруг начинает думать, будто быть взрослым — значит выпивать. А какой ребенок не хочет поскорее стать взрослым?

Тем не менее, доказано, что алкоголики вырастают не только в семьях, где один или оба родителя были алкоголиками, но и в тех, где господствовало полное воздержание. А все потому, что ни в том, ни в другом случае дети не были знакомы с моделью культурного употребления спиртного.

Так что делать, чтобы не допустить пристрастия своего ребенка к алкоголю? Можно ли защитить семью от появления этой болезни?

Существуют так называемые «семейные ловушки», попав в которые вы легко можете спровоцировать своих близких к патологическому употреблению спиртного.

Ловушка 1

Сегодня, в век погони за финансовым благополучием, мы часто отодвигаем совместные трапезы, оправдывая себя нехваткой времени. Однако именно они создают ощущение единства.

Поэтому создавайте семейные традиции, в которые вовлечен ребенок — садитесь за стол вместе, делитесь пищей, мыслями и впечатлениями.

В кругу семьи, среди самых близких и родных людей на свете, человек должен чувствовать себя уютно.

Ловушка 2

Совместный отдых — еще один способ почувствовать единство и сплоченность в семье. Существует масса возможностей для семейного досуга: сходить в кино, в театр, в цирк, посетить зоопарк, концерт, выставку. Или просто съездить на дачу, погулять всем вместе в парке.

Очень важно делиться впечатлениями. Например, после кино зайти в кафе, обсудить фильм и свои эмоции. Старайтесь быть искренними и, самое главное, внимательно слушайте, о чем говорит ваш ребенок, на что обращает внимание.

Фотографируйтесь вместе, и тогда самые теплые воспоминания будут связаны с семьей. Планируйте отдых совместно, учитывайте потребности каждого члена семьи и, запланировав, не откладывайте.

Ловушка 3

Ребенок нуждается в диалоге. Родители часто жалуются, что их сын или дочь не слышат, не хотят слушать и никогда не делятся своими мыслями. Секрет прост: начните с себя. Когда ребенок рассказывает вам что-то, не торопитесь давать советы, молча выслушайте его, переспросите, правильно ли вы его поняли, поблагодарите за открытость и доверие.

Ловушка 4

Важно помнить, даже пятилетний малыш — это личность, свободный человек, умеющий мыслить, чувствовать и реагировать. Ребенку необходимо знать, что его мнение значимо и ценится вами. Иногда взрослые забывают об этом. В этом нет их вины, просто они любят своих детей и пытаются сделать все возможное, чтобы уберечь их от ошибок.

Каждый поступок — бесценный опыт, и, если не позволить ребенку ошибаться в малом, он не научится самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями. Набивая шишки, дети усваивают естественный закон жизни — закон следствия. Совершив неверный шаг, ребенок столкнется с результатом своих действий — ответственностью.

Простой пример: 10-летний Антон в магазине увидел красивую машину и просит маму ее купить. Мама может отказать, ведь она знает, что таких машин уже три, а Антон давно хочет велосипед.

Она говорит сыну: «Я могу купить эту машину, если ты действительно этого хочешь, но на твоем месте я не стала бы этого делать, ведь тогда ты останешься без велосипеда. Это твой выбор и тебе решать, что ты предпочтешь».

Мама может себе позволить купить и то, и другое, но она понимает, что в жизни не всегда бывает так.

Часто нам бывает сложно отказаться от желаемого здесь и сейчас. Даже если Антон не послушает совета мамы и выберет машину, он вынесет много полезного.

Во-первых, ребенок почувствует, что мама уважает его выбор. Во-вторых, она друг, а не враг. В-третьих, Антон не на маминых словах, а на деле увидит, что, сделав такой выбор, он остался без велосипеда.

В будущем это поможет сопоставлять свои поступки и следствия.

Ловушка 5

Поощряя детей за пятерки, выигранные олимпиады, уборку, помощь на кухне и т. д., мы стимулируем их к росту и новым победам.

Но вместе с тем ребенок понимает: любят его за что-то и, чтобы получить желаемую порцию любви, надо «быть хорошим». В результате он начинает усердно зарабатывать «очки».

Такие дети, как правило, становятся отличниками, хорошими друзьями и помощниками, они всегда первые, их часто хвалят.

Но есть и обратная сторона медали. Ребенок скрывает свои слабые стороны, боясь, что, узнав о них, его перестанут любить, и он окажется ненужным. Вот где кроется причина последующего обмана и недомолвок, ведь он будет думать, что его ценят только за положительные черты.

Чтобы подобного не случилось, не бойтесь поощрять ребенка спонтанно, просто так, даже если сегодня он не принес пятерку.

Ловушка 6

Подобными фразами мы надеемся остановить ребенка. В действительности, мы лишь усугубляем ситуацию: такие высказывания провоцируют его, ведь запретный плод сладок.

Психологи утверждают, агрессия рождает «дух противоречия». Проведенный среди подростков опрос показал, что 45% тинэйджеров попробовали наркотики или алкоголь только для того, чтобы не подчиниться воле родителей.

Угрозами вы достигнете только одного — настроите ребенка против себя.

«Боится — значит, уважает» — не лучшая политика для построения доверительных отношений. Важно, чтобы ребенок чувствовал в вашем лице поддержку, а не угрозу. От этого зависит, придет он со своей проблемой домой или будет ее скрывать, пока беда не станет очевидной.

Обращайтесь к ребенку с уважением, говорите с ним на равных. В ваших силах сделать так, чтобы первого раза не произошло. Не бойтесь поднимать тему зависимости в доме, говорите о ней, как о болезни — неизлечимой, тяжелой, прогрессирующей и смертельной.

Ловушка 7

Выполняя за ребенка повседневные обязанности, вы привязываете его к себе и неосознанно нарабатываете установку: всегда есть кто-то, кто сделает работу вместо него.

Позвольте ему участвовать в делах семьи, и тогда он будет ценить дом, в котором живет. Так ребенок будет учиться самостоятельности и ответственности.

Со временем он сам будет успешно справляться с делами, которые вы делали вместе.

Ловушка 8

Политика двойных стандартов — отличный способ испортить отношения с ребенком. Когда родители позволяют себе кричать друг на друга, но при этом запрещают ребенку повышать голос, он теряется.

Когда курящий папа объясняет сыну, что сигарета — это плохо, ребенок находится в смятении: он видит одно, а слышит другое.

“Тебе нельзя курить, ты еще маленький!”,— но скажите, какой ребенок не мечтает стать взрослым? В его голове формируется иллюзия: курить — значит быть большим. Как вы думаете, что сделает сын?

Ловушка 9

Этот пункт, казалось бы, можно и не обсуждать. Но все же родителям иногда бывает трудно преодолеть чувство агрессии к ребенку. В такие моменты постарайтесь успокоиться и понять, что даже один незначительный удар может привести к непоправимой психологической травме на всю жизнь.

Прочные, доверительные отношения в семье, понимание и поддержка родителями своего ребенка — это наилучший способ влиять на его решение в отношении алкоголя. Исследования показали, что подростки склонны отложить начало употребления спиртных напитков, если чувствуют, что их связывают близкие и отзывчивые отношения с матерью и отцом.

Более того, если ребенок все-таки начал употреблять алкоголь, ваша любовь и взаимопонимание помогут уберечь его от развития проблем, связанных с выпивкой. Но верно и обратное: когда отношения между родителями и детьми конфликтные и холодные, велика вероятность появления пристрастия.

Поэтому так важно создать прочную двустороннюю связь в семье.

Источник

Источник: http://www.alterhouz.com/kak-ne-dopustit-pristrastiya-rebenka-k-alkogolyu/

Как не вырастить из ребенка наркомана или алкоголика?!

Тот факт, что появление какой-либо зависимости связано с развитием личности, уже мало у кого не вызывает сомнений. Но для многих до сих пор остается не понятно, как уберечь своего ребенка от наркотиков и алкоголя, воспитать человека, который не попадет в секту и не станет игроманом.

 В случае с неполными семьями или родителями-алкоголиками либо наркоманами все кажется очевидным. Но ведь таких случаев немало в обычных семьях, где оба нормальных, здоровых родителя всегда старались окружить ребенка заботой. Тем не менее, он становился наркоманом, алкоголиком или сектантом.

По мнению авторитетных профессоров психологии, зависимость в человеке развивается еще до того, как он попробовал наркотик, алкоголь или другие средства изменения сознания.

В процессе формирования личности проявляется зависимое (аддиктивное) поведение, когда человек доступными ему средствами старается уйти от реальности, и он постоянно чувствует необходимость этого.

Такое поведение и есть корень проблемы наркомании, алкоголизма, и закладывается он в еще в детстве.

Появлению зависимого поведения способствует не только определенное общение родителей с ребенком, но и общество, в котором он живет: детский сад, школа, компания приятелей и знакомых. Можно сказать, что наркомания и алкоголизм – это проблема как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Это крепко связанные, неразрывные понятия в вопросе воспитания.

При этом следует понимать, что если человек попробовал наркотик, не факт, что он станет зависимым наркоманом. Так же, если подросток выпил с друзьями на вечеринке алкоголь, еще не значит, что он станет алкоголиком.

Зачастую это всего лишь исследовательский интерес ребенка.

Зависимость как болезнь является следствием неравноценного развития личности, на которое компенсаторно накладывается употребление психоактивных веществ и развивает ситуацию до проблемы немыслимых масштабов.

Воспитание ребенка: как спасти его от зависимости

Изучая проблему возникновения зависимости, психологи определили некоторые базовые условия воспитания ребенка, которые помогут сформировать полноценную личность без зависимого поведения.

В первую очередь следует понимать, что у любого человека, даже самого маленького, есть «три кита», которые в равной степени влияют на его жизнь. Это свобода, личность и ответственность. Этих «китов» следует выращивать в ребенке с ранних лет:

  • позволять ему чувствовать себя свободным как в действиях, так и в выражении чувств, эмоций;
  • развивать личность;
  • давать почувствовать и брать на себя ответственность за свои действия.

Безусловно, следует различать свободу и вседозволенность, всестороннее развитие личности и интенсивную учебную нагрузку, реальную ответственность за свои действия и боязнь наказания за неугодные поступки.

Родители, учителя зачастую бессознательно своими действиями, своим воспитанием подталкивают ребенка к появлению зависимости. Это выражается в словах, фразах, которые они ему говорят.

Они сами росли в такой системе, они сами в детстве слышали эти же слова от своих родителей. Но каждый человек идет по своему индивидуальному жизненному пути, имеет свой, неповторимый набор личностных качеств.

Когда к этому добавляются ошибки в воспитании, значительно возрастает вероятность появления зависимости.

Воспитание в семье

Говоря о воспитании ребенка в семье, психологи-наркологи рекомендуют придерживаться некоторых правил:

Не следует оценивать ребенка, лучше позволить быть ему самим собой. Нужно любить его таким, какой он есть. Когда ребенок чувствует, что не оправдывает ожидания своих родителей, он становится зависимым от этого мнения.

Так же как и родители, он не принимает себя таким, какой он есть, не раскрывает свои способности. В результате не может сделать что-либо без страха, что его плохо оценят и перестанут любить. Он становится зависимым от их мнения, не может самостоятельно принимать решения и не развивается полноценно как личность.

Чтобы ребенок был открытым, доброжелательным, устойчивым в конфликтах, родителям следует любить его без каких-либо условий и дать ему понять это. Ребенок, родители которого принимали только ту его сторону, которая им нравилась, вырастает с таким же отторжением себя самого.

Это провоцирует на разрушительные действия по отношению к себе и желание найти внутреннюю гармонию, используя наркотики и алкоголь.

Любите ребенка, но не забывайте о себе, без какого-либо чувства вины. Ребенок – это не жертва, а часть жизни родителей. И хотя нам кажется, что мы даем детям лучшее, делая их центром своего внимания, но по факту это часто ведет к негативным последствиям.

Когда родитель не забывает о своих чувствах, волнениях, переживаниях и делах, ребенок учится понимать, что вокруг него есть другие люди, с чувствами и мнением которых нужно считаться. Здесь-то и закладывается граница между свободой и вседозволенностью.

Не требуйте от ребенка многого, тем более, когда у него не хватает способностей соответствовать этим требованиям. Привычная для многих фраза «Будешь хорошо себя вести, куплю новую игрушку» зачастую побуждает ребенка не к хорошему поведению, а к его имитации.

Чем больше и жестче требования, тем больше ребенок боится получить негативную оценку родителей. Эта негативная оценка влияет на то, получит он желаемое или нет. В итоге у него вырабатывается поведение, которое полностью зависит от мнения других людей.

Он не может сам принимать решения и оценивать свои поступки.

Воспитание в школе

Процесс обучения, воспитания ребенка вне дома играет также важную роль в развитии личности. Как известно, такие заболевания, как алкоголизм, наркомания, есть последствия неполноценного развития личности.

Сегодня психологи точно установили некоторые критерии образования, обучения, которые помогают развивать полноценную, здоровую личность.

Эти критерии всем хорошо известны и звучат как очевидные истины, но до сих пор немало педагогов и воспитателей, которые ими пренебрегают.

Следует помнить эти критерии и с их учетом корректировать процесс обучения.

Не бывает двух одинаковых детей. Эта уникальность выражается в определенном наборе качеств, черт характера, интересах и мировосприятии. Получая новую информацию от учителя, каждый ребенок поймет ее по-своему. Он словно пропускает ее через свой фильтр, окрашивая в свой собственный цвет. Он эту информацию преобразует и использует уже в новой форме.

Учитель должен это учитывать и не отвергать точку зрения ребенка, позволять ему формировать собственное мнение, а не требовать безоговорочного соответствия установленным стандартам. Педагог, так же как и родитель, должен уметь принять ребенка таким, какой он есть, не отвергая его «негативную» сторону.

В противном случае ребенок лишается гармонии, нарушается развитие личности.

Ребенок 6–10 лет гораздо лучше усваивает информацию, которая отвечает его интересам, потребностям, возможностям, когда он может использовать свой личный опыт и получать новый, проводя эксперименты. Казалось бы, тот факт, что ребенок гораздо лучше усваивает информацию, которая ему интересна, ни у кого не вызывает сомнений.

Но до сих пор в процессе обучения интересы ребенка часто не учитываются и расцениваются как препятствие, которое мешает усвоению новой информации. Преподаватель, часто не вникая в интересы детей, как некий механизм стремится уместить в их головы определенную информацию, не давая пояснений, зачем она им нужна и чем может быть интересна.

И ребенок пропускает ее мимо себя.

Не стоит забывать, что каждый ребенок имеет свою скорость усвоения информации, у каждого свой личный опыт, который на это влияет. В раннем школьном возрасте следует оценивать усилия, старания ребенка в освоении какого-то нового навыка, а не сам факт и качество его освоения.

Также большое значение в обучении имеет возможность использовать свой опыт и получать новый не со слов учителя, а на практике. Ведь по сути обучение – это и есть накопление опыта, его обогащение, получение и совершенствование навыков.

Поэтому, начиная обучение в школе, преподаватель должен знать о тех навыках, которыми обладает каждый подопечный ребенок. Знать о них и на их базе строить обучение, обогащать их, а не отвергать.

Эксперименты, желание попробовать все сделать самому, испытать на себе – естественная потребность детей. Так они познают мир, получают необходимый опыт, учатся принимать решения, раскрывают индивидуальность и приобретают важные черты личности. Это важно и для их социальной адаптации.

Все эти очевидные и, как ни кажется на первый взгляд, незначительные аспекты в обучении и воспитании имеют большое значение в формировании личности. Упуская что-то из этого, человек теряет самостоятельность, самобытность и другие важные качества. В процессе взросления они превращаются в существенный дефект личности и нередко приводят к появлению зависимости.

Чтобы ребенок вырос здоровой, полноценной личностью, чтобы максимально снизить риск заболевания алкоголизмом или наркоманией, родителям рекомендуется выбирать те образовательные учреждения, где придерживаются личностно-ориентированного метода воспитания и обучения.

Похожее

Источник: http://rehab-centers.ru/kak-ne-vyrastit-iz-rebenka-narkomana-ili-alkogolika/

Что делать, если ребенок начал принимать алкоголь? – «Ваше все»

Страница 1 из 2

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

К сожалению, в наше время алкоголь стал общедоступным даже для подростков, и проблем с приобретением такового нет. Ребенок может без труда приобрести пиво или другой алкогольный напиток в одном из киосков, где даже не посмотрят на возраст покупателя.

       Доступный алкоголь – это социальная проблема, которая должна решаться на государственном уровне, однако в рамках этой статьи мы рассмотрим, что должны делать родители, чтобы не допустить алкоголизма среди детей, и каким образом стоит себя вести, если выясняется, что ваш ребенок употребляет алкоголь.

       В целом, все зависит от возраста ребенка и семьи. Некоторые родители позволяют уже 14-16 – летнему ребенку участвовать в застольях и сами угощают его алкогольными напитками по праздникам.

Если родители спокойно относятся к употреблению подростком небольших доз алкоголя, то стоит приучать его употреблять таковой только дома, в семейном кругу, и по праздникам.

Ребенку стоит прививать культуру пития плана “хочешь выпить – делай это дома”.

       Но все же большинство родителей не принимают таких решений, и правильно делают. Алкоголь не может быть полезным для ребенка даже в малых дозах – не забывайте, это тоже наркотик. Стоит с детства приучать ребенку к нормальному, здоровому образу жизни и объяснять, что алкоголь – это спутник неблагополучных людей.

Если ребенок усвоил это с детства, и у него сформировалось четкое понимание, он не будет демонстрировать асоциального поведения такого плана, а если и решится употребить спиртное, родители легко смогут вернуть его на нормальный путь в процессе простой беседы, без ругани и угроз.

       Впервые заметив, что ребенок пришел домой в нетрезвом виде, родители должны выяснить, в состоянии ли он нормально беседовать в настоящий момент. Если подросток сильно пьян, его лучше отправить спать и решить вопрос утром. Общаться с пьяным подростком бесполезно – это ни к чему не приведет.

Если же он может нормально общаться – откладывать не стоит.

       Первым делом стоит выяснить, что стало причиной его такого поступка. Не стоит сразу же кидаться с упреками – возможно, подросток совсем не алкоголик, и ищет возможность уйти от совершенно других проблем, и решил, что алкоголь поможет ему в этом.

Вполне может оказаться, что у него проблемы личного характера, о которых вы не знаете, потому что своевременно не наладили нормальное общение с ним, и долго не выходили на диалог. Очень часто подростки не доверяют своим родителям, и скрывают от них очень многое. Стоит попробовать поговорить с ребенком откровенно, и выяснить причину его проблем.

Особенно актуально это в том случае, если вы в последнее время видели его подавленным, расстроенным, и так и не выяснили истинную причину его состояния.

       Помогая решить подростку его личные проблемы, помогая хотя бы добрым советом, вы исключите возможность повторного его приобщения к распитию алкогольных напитков для решения проблем такого рода.

      Вполне возможно, что он решил выпить за компанию. В среде подростков такое весьма распространено. Если выясняется, что он пил именно ради компании, и тем более, если в этой компании он выпивает не в первый раз, нужно задуматься о смене его интересов и коллектива.

Здесь может помочь спорт, лагерь – что угодно, любая смена обстановки и деятельности. Также нужно разъяснить ребенку, что не всегда следует идти за компанией, не нужно повторять все глупости за сверстниками, чтобы выглядеть крутым.

Чтобы добиться авторитета, иногда нужно и отказаться от некоторых общепринятых в компании вещей, грамотно и четко мотивировав свой отказ, и предложив другим поразмыслить над этим.

Источник: http://www.vashevse.ru/2010-03-02-09-39-02/2011-01-31-08-54-34/5034-2011-08-29-10-17-45

Ребенок алкоголик, что делать?

К алкогольной зависимости люди относятся по разному. Кто-то считает, что «при такой-то жизни» без регулярной расслабляющей стопки обойтись нельзя.

Другие убеждены, что только трезвый рассудок — двигатель прогресса и самосовершенствования. Но любой родитель согласится: если подросток употребляет спиртное — это повод бить тревогу.

Если вас коснулась эта беда, вы просто обязаны держать под контролем ситуацию.

Давайте разберемся, как распознать алкоголизм. Возможно, в массовом понятии — это человек, валяющийся в канаве, с неизменными атрибутами в виде вечно красного носа, синяков и пустой водочной бутылки.

Запомните — нет! Насторожитесь уже тогда, когда увидите, подросток из обычной, благополучной семьи выпивает ежедневно по паре-тройке бутылок пива.

Ведь постепенно это становится привычкой, и он начнет выпивать и больше.

Может быть, сначала вы и не придадите особенного значения этому. Подумаешь, бутылка пива. Присмотритесь: если сын или дочь частенько является домой «подшофе» или выпивает дома «для расслабления», это серьёзный повод для беспокойства.

Много информации о способах решения проблемы можно найти в интернете, вы также можете обсудить вопрос в спокойной обстановке с ребенком.

Тем не менее, если ситуация запущенна, придется обратиться к специалистам, которые дадут вам действующие рекомендации.

Влияние алкоголя на подрастающий организм

Если не предпринимать ничего, подросток вскоре может столкнуться со следующими неприятностями:

  1. клетки желудка и печени начнут разрушаться. Это связано с тем, что у взрослого печень гораздо быстрее выделяет ферменты, перерабатывающие алкоголь. Соответственно, у ребенка это процесс идет значительно дольше.
  2. Снизится память, реакция и мозговая активность в целом, что отражается, к примеру, на способности к обучению.
  3. Повышение риска приобретенного диабета и панкреатита. Желудок и вся пищеварительная система испытывают сбои при попадании алкоголя. Количество желудочного сока увеличивается, поджелудочная железа работает на пределе возможностей, обмен веществ замедляется.
  4. Алкоголь вызывает проблемы с мочеполовой системой, что, в частности, способно привести к бесплодию.

Поведение алкоголика

Имейте в виду: отношения с ребенком-алкоголиком могут быть крайне непростыми. Ваша задача — проявлять максимальное терпение, избегать скандалов. Ни в коем случае не прибегайте к угрозам и насилию — это запросто ухудшит ситуацию. С чем вы можете столкнуться?

  1. Подросток может проявить агрессию, ярость, даже насилие. Не показывайте своего одобрения этим поступкам, лучше дождаться момента, когда приступ пройдет, и спокойно поговорить.
  2. Поведение может быть непредсказуемым, а реакции — непоследовательными. Здесь задача родных — вести себя на равных, показывать свою уверенность. Все равно предугадать действия больного вы не сможете.
  3. Возможно отсутствие ответственности за поступки. Тут важно не давать серьезных поручений, однако на себя всю ответственность не принимайте — ее необходимо разделить с подростком.
  4. Глухота к вашим «разумным доводам» — не повод для скандала. Дождитесь, пока подросток протрезвеет, и только тогда поговорите и выскажите свои претензии.
  5. Нетрезвый человек легко раздражается, поэтому не торопитесь грубить в ответ на резкое высказывание. Ведите себя спокойно и разговаривайте соответствующим образом.
  6. Возможны серьезные конфликты, нарушающие стабильность отношений. Угрожать отлучением от дома или говорить, что вы сами от него уйдете — неважная стратегия. Вы должны четко и уверенно показывать ребенку, что не согласны с его поведением, не прибегая к шантажу.

Если вы проявите положенную твердость, шансы на отказ от спиртного максимальны. В этом нелегком деле вам всегда придут на помощь специалисты, которые назначат курс лечения и реабилитации.

Источник: http://zdravo2020.ru/rebenok-alkogolik-chto-delat.html

Ребенок в семье алкоголика: каким он вырастет?

Содержание статьи:

  • 1. Только первый
  • 2. Вечная проблема
  • 3. Шут
  • 4. Невидимка
  • ***

Сегодня сайт для мам supermams.ru хочет коснуться такой тяжелой, но, к сожалению, не редкой ситуации, как ребенок в семье алкоголика. На фоне общей ситуации нестабильности в стране, постоянных стрессов и переживаний, многие огораживаются от проблем пьяной эйфорией и не замечают окружающей реальности, в которую зачастую попадают и собственные дети.

Обычная жизнь семьи, где есть кто-то зависимый от алкоголя, строится в обстановке постоянных ссор, контроля за пьяницей, поисков способа  изменить ситуацию.

И ребенок в семье алкоголика обычно остается вне ценностей и целей семьи. Ведь все силы брошены на избавление от зависимости, и на малыша уже не остается ни сил, ни внимания, так ему необходимых.

Ребенок в семье алкоголика может принимать одну из моделей поведения:

1. Только первый

Такого ребенка можно назвать «маленький взрослый». Он ответственен, серьезен, трудолюбив. Для него недостаточно быть хорошим, он стремится быть первым, самым лучшим. Демонстрируя высокие достижения в различных областях, такой ребенок становится гордостью семьи, школы.

Но огромное количество его побед отнюдь не означает широкий круг интересов. Большинство достижений происходят только ради одобрения взрослых, похвалы окружающих, признания превосходства. И очень болезненно он реагирует на неудачи, даже малейшие, типа «четверки» или второго места в соревнованиях. Его стремление к совершенству не допускает ошибок и недоделок.

Неудивительно, что на такого серьезного и ответственного члена семьи перекладываются  домашние дела, ответственность за успеваемость в классе, воспитание младших.

2. Вечная проблема

Этот ребенок внешне является полной противоположностью первого типа. Он дерзкий, часто прогуливает уроки, любит похулиганить.

Но внутренняя причина кроется, опять же, в недостатке внимания и признания. Ему не хватает внутренних сил, чтобы блеснуть положительными результатами, по этому, такой ребенок в семье алкоголика пошел по другому пути привлечения внимания. У него много боли и злости, с которыми не может сам справиться.

Еще одно свойство «проблемного» поведения ребенка – это отвлекать внимание от начальной проблемы — алкогольной зависимости. За занятиями воспитанием невоспитанного чада родители не успевают решать основную проблему семьи, обращаться за помощью.

Проблемный ребенок в семье алкоголика – очень удобный «козел отпущения», которого можно обвинить во всех происходящих бедах, выпустить  негативные эмоции. К сожалению, в истинных причинах дерзкого поведения ребенка никто не разбирается, обходясь только обвинениями и наказаниями.

3. Шут

Supermams.ru расскажет еще об одной маске, появляющейся на лице ребенка в семье алкоголика – это маска шута. За постоянными шутками, пародиями, весельем он скрывает неуверенность в себе, страх оказаться привязанным к кому-то.

Опасаясь быть высмеянным, ребенок в семье алкоголика сам смеется над собой и окружающими. Причем шутки далеко не всегда добрые и уместные. Взрослые часто воспринимают эту маску за характер ребенка и посмеиваются над ним самим, а не над шутками.

Это поведение напоминает алкогольные запои: есть повод отвлечься от проблем, существующих в семье, забыться и расслабиться. Так появляется способ «уходить» от возникающих проблем: просто обратить все в шутку. И подобный стиль жизни сохраняется и на будущее. Серьезная проблема не решается, а просто обходится при помощи смеха.

4. Невидимка

Это самая удобная для родителей модель поведения. Такой ребенок в семье алкоголика  практически незаметен. Он очень удобен, не доставляет хлопот.

Тихий и застенчивый малыш предпочитает уединение, практически не заводя друзей. Погружаясь в свои фантазии, он очень привязывается к вещам, избегая людей.

Родители обычно воспринимают подобное поведение за особенности характера, не задумываясь о личном мнении ребенка, его внутренних переживаниях.

За таким поведением ребенка обычно кроется ощущение собственной ненужности, неинтересности. Такой ребенок в семье алкоголика  уверен, что все свои проблемы он должен решать самостоятельно.

И взрослые, радуясь, что ребенок не беспокоит их,  позволяют ему жить так и дальше.

Подобная уверенность в собственной незначимости не дает проявиться талантам малыша, поскольку он не верит в себя, в то, что кому-то  интересен.

***

Все описанные модели поведения не являются нормальными для жизни и развития ребенка. Ни одна из них не способствует развитию личности. Это просто способ приспособиться к внешним условиям, помогающий выжить и вырасти.

Если родители не способны понять ребенка, оторваться от собственных алкогольных проблем, тогда необходима квалифицированная помощь психолога. Ведь на фоне алкогольной зависимости взрослых рушится психика и самосознание ребенка.

——
Автор – Antyanet, сайт supermams.ru – Супермамы

Пожалуйста, оцените статью:Загрузка…

Источник: https://supermams.ru/rebenok-v-seme-alkogolika.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector