Можно ли пить алкоголь в пост с точки зрения медицины?

Употребление спиртного во время православных постов

Можно ли пить алкоголь в пост с точки зрения медицины?

Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.

Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.

Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо.

Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус.

Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром).

Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается.

В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».

Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.

Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.

14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Особенности употребления алкоголя на Руси

Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.

На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св.

Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.

: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Современные правила употребления алкоголя в пост

Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.

В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):

  • в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
  • в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
  • в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).

В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.

Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.

Источник: https://alcofan.com/razresheno-li-vo-vremya-posta-pit-alkogol.html

Можно ли пить алкоголь во время поста

  • Дата: 22.04.2016
  • Рейтинг:

Пост — это непросто воздержание от пищи определенного вида, а настоящая подготовка к определенным праздникам. Помимо отказа от продуктов животного происхождения, пост включает в себя воздержание от брачных отношений и развлечений, усиленные молитв.

Пост необходим для душевного и физического отдыха, для более близкого общения с Богом и с самим собой. Отказавшись от физических искушений, человек все больше уходит в мысли о вечном, о добре и зле.

Не отягощая желудок и тело, он освобождает время и голову для более духовных мыслей.

Какие бывают посты?

Посты делятся по нескольким признакам. По количеству дней они делятся на однодневные — обычно это третий и пятый дни каждой недели и многодневные. Последних насчитывается 4 штуки:

  • Петров пост. Встречаются названия Апостольский или Петровский. Название пошло от Святых Петра и Павла и их поста перед проповедью. Продолжительность пост составляет 1,5 — 2 месяца, дата начала и конца связаны с проведением Пасхи. В это время необходимо воздерживаться от мясной и молочной продукции, на третий и пятый дни недели исключают и рыбу. Зато в выходные разрешено немного вина.
  • Успенский пост. Название пошло от одноименного праздника Пресвятой Богородицы, иногда его сокращенно именуют Спасовкой или Спасом. Он проходит во второй половине августа и длится около 2 недель. Рацион здесь более строгий: нечетные дни недели (понедельник, среда и пятница) — сухоядение (можно есть только сырую пищу растительного происхождения), четные (вторник и четверг) — вареная еда без масла. И растительное масло, и вино можно покушать в выходные.
  • Рождественский пост. Именуется также Филиппов пост или Филипповки. Он проходит с конца ноября по начало января (до Рождества Христова), его длительность составляет почти 1,5 месяца. Пост довольно строгий: полностью исключены мясо, молоко, молочные продукты и яйца. Также в нечетные дни недели необходимо придерживаться сухоядения, в четные разрешено порадовать себя горячим с добавлением подсолнечного или оливкового масла. По выходным позволены рыба и вино, но только до 6 декабря: в остальные выходные, только горячее.
  • Великий пост. Самый главный пост, который стараются соблюдать все верующие. Он начинается за 40 дней до Пасхи: такое же количество дней Иисус Христос провел в пустыне.

В эти дни необходимо соблюдать большое количество правил:

  1. Не разрешено яйца, молоко и мясо.
  2. Запрещено питаться утром: если разрешено кушать раз в день, то это должен быть вечерний прием пищи, если дважды — то дневной и вечерний.
  3. В первый понедельник поста запрещено что-либо есть, вторник необходимо провести на хлебе.
  4. В нечетные дни разрешено питаться только 1 раз, при этом вся пища должна быть холодной — иначе говоря, не приготовленной.
  5. Четные дни — только горячий ужин, но без масла.
  6. В выходные можно позволить себе масло и вино, питание дважды в день.
  7. В последнюю пятницу (Великую) есть запрещено вовсе, в субботу можно поесть вечером, но многие предпочитают не делать этого.
  8. На Благовещение и Вербное воскресение можно употреблять рыбу.

Можно ли поститься и употреблять алкоголь?

Во время постов алкоголь, то есть вино, разрешен в выходные дни. Это связано с традицией изображать кровь Христову в виде вина и причащаться ею.

Чаще всего для этих целей используют кагор, но это необязательное правило: главное, чтобы выбранное вино было чистым и неразбавленным, сделанным из винограда.

Также разрешение на употребление алкоголя не означает, что можно напиваться. Это скорее небольшая «награда» тем, кто решился поститься.

Более крепкие напитки: водка, ром, виски, коньяк — строго запрещены. Во-первых, они влияют на мозг, отвлекая от возвышенных мыслей, во-вторых, относятся к непостным продуктам.

А вот запрета на пиво нет. В католической традиции пиво традиционно называют «жидким хлебом» и относят к категории безвредных кваса и кефира. Однако привычные закуски к этому напитку — чипсы, соления и мясо уже попадают под запрет.

В Средних веках в монастырях вопросам «Можно ли пить алкоголь в Великий пост?» даже не возникало. В те времена вино пили постоянно, им запивали обед и ужин, так как простая вода была сырой и часто зараженной нечистотами и болезнями.

Сегодня религия тоже не выступает против алкоголя во время воздержания, однако предупреждает о необходимости контролировать себя. Выпить бокал вина в воскресение не возбраняется, но не больше.

Источник: http://alkonavt.net/qa/mozhno-li-pit-alkogol-vo-vremya-posta.html

Можно ли употреблять алкоголь в пост

Можно ли употреблять алкоголь в пост

Регина Липнягова

Фото © depositphotos.com

Вопрос относительно того, можно ли в пост алкоголь, является одним из наиболее дискуссионных в среде людей, не располагающих детальной информацией о правилах соблюдения постов. Далее рассмотрим условия, при которых допускается употреблять алкоголь во время поста.

Сразу необходимо уточнить, что из алкоголя в пост разрешается пить только вино. Никакие крепкие напитки – водка, коньяк, виски, текила и т.д не дозволяются ни при каких условиях.

Кроме того, к употреблению допускаются только сухие вина, которые преимущественно разбавляются водой.

Пиво, аналогично сухому вину относящееся к напиткам с низким содержанием алкоголя, тоже является условно разрешенным.

При длительных постах допускается употребление алкоголя в пост в субботу и воскресенье (при отсутствии отдельных ограничений именно на этот день), а также в дни церковных праздников, если они выпадают на дни поста.

Стоит объяснить, почему допускается употребление алкоголя в пост. Дело в том, что когда создавался православный Устав, сухое вино во многих засушливых регионах употреблялось вместо воды, как основной источник жидкости для организма. Поэтому запрет на данный вид напитка был фактически невозможным. Учитывая дозволенность вина, по этому же признаку было разрешено и употребление пива.

Также необходимо оговорить допустимую дозу потребления вина. Как уже было сказано выше, во время поста вино употребляется разбавленное водой.

Нельзя пить его до состояния ощутимого опьянения, так как в этом случае осуществляется не удовлетворение потребности организма в жидкости, а пьянство, приравниваемое к греху чревоугодия.

В случае если человек не может сам определить максимальное количество вина, которое он может выпить без опьянения, данный вопрос необходимо обсудить с духовным наставником.

Итак, на вопрос, можно ли в пост алкоголь, допустимо ответить положительно. Основными условиями является соблюдение предписаний поста (употребление вина только в разрешенные дни), а также умеренность в количестве выпитого алкоголя.

Источник: http://krugznaniy.ru/article/mozhno-li-upotreblyaty-alkogoly-v-post/

Алкоголь и православие, и алкоголь постом

Алкоголь и православие, и алкоголь постомognersan

Уже как-то писал, как трезвым людям не легко живется в Православной Церкви, почему-то постоянно нужно доказывать свое право не употреблять алкоголь и одновременно быть православным.

В последнее время массово стали тиражироваться новый стереотип против трезвости, как бы в качестве аргумента приводят апостольское правила, прискорбно, что зачастую это исходит от священников и даже от епископов.

К примеру недавно состоялось online-интервью епископа Сумского и Ахтырского Евлогия, где отвечая на вопрос об отношении к алкоголю он написал:

«…Но при этом хочу напомнить: правила Святых Апостолов достаточно строго предупреждают против гнушания вином как мнимым источником зла. Если человек не употребляет вино НЕ РАДИ ПОДВИГА ВОЗДЕРЖАНИЯ, как сказано в тексте, то такое понимание трезвости отвергается как ложное….»

Откровенно говоря, не первый раз слышал такое напоминания, лично самому несколько раз примерно такое приходилось слышать, а некоторые почему-то просто считают себе за долг мне напомнить об этом правиле и как бы намекнуть: «а ты случаем не употребляешь алкоголь, не потому ли что его гнушаешься им?»

Такой случай был совсем недавно, на прошлых выходных, то есть уже в пост. Дело было так, православные распивали спиртное, предложили мне, я отказался, последовал типичный вопрос почему? А действительно, почему это человеку предлагают выпить, а он отказывается?
Во-первых пост, говорю им я, а во-вторых я не употребляю алкоголь вообще.

И как оказалось, в обеих случаях, по их мнении, я был не прав. В пост выпивать можно, главное в меру, а не пить вообще, так это правила апостольские запрещают. Все мои попытки доказать как минимум то, что в пост алкоголь употреблять вообще нельзя, остались без результатными, но хорошо хоть не объяви меня еретиком и на то им спасибо.

<\p>

Вернувшись домой, не поленился и нашел это правила которое так часто в последнее время слышу.

51-е правило свв. Апостолов, которое гласит: “Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело…”

Во-первых, как видим из этого правила, тут говорится не столько об алкоголе, а в общем о принципе, что все сотворенное Богом добро зело.

И ясное дело, что утверждать что, что-то сотворенное Богом есть зло, означает утверждать, что Бог создал зло, что фактически есть ересь. Но никто и не говорит, что вино, а точнее этиловый спирт есть зло.

Хотя бы только вспомнить, что спирт широко используется в медицине в полезных целях.

Во-вторых, ладно там, если не в пост, но спрашивать в пост: «почему ты не пьешь?» тут разве не ясно, что не пью потому, что пост? Видимо, что не ясно. Но все же, почему нужно доказывать сове право на то, чтобы не пить? Еще можно понять в светской компании, но среди православных воздержание должно восприниматься с положительной стороны.

В третий, от алкоголя еще так же следует воздерживаться потому, что этиловый спирт (ГОСТ от 1972) – относится к сильнодействующим наркотикам. Почему тогда те, кто ссылаются на 51-е правило свв.

Апостолов не употребляют, к примеру, героин? Он же тоже «доброе зело».

Видимо потому, что это наркотик, и стараются держаться от греха подальше, не так ли? Так же с алкоголем, весьма разумно держаться подальше от алкоголя или алкоголь держать подальше от себя.

В четвертых, когда говорят о вине, все ли понимают под этим словом действительно вино? Ведь одно дело вино, а другое дело водка. Так понимаю, в церковной терминологии под “вино” попадают все алкогольные изделия.

Одно дело очень изредка выпивать бокал вина (и то, это как курить изредка, впрочем как и всякий наркотик изредка всегда превращается в постоянство), но очень часто или даже, как правило, одним бокалом вина все не заканчивается.

А потом зайдите ко мне во двор, там школьники каждый день пиво смокчут и попробуйте их убедить снизить употребление алкоголя 51-м правилом свв. Апостолов

В завершении выскажу свое недоумение, ну не могу я понять, почему в то время, когда нужно объяснять, пояснять, доказывать, что в пост алкоголь пить нельзя, священники и естественно миряне просвещают трезвенников 51-м правилом свв. Апостолов?

Источник: https://ognersan.livejournal.com/22659.html

Отказ от вина в пост важнее, чем от скоромной пищи | Милосердие.ru

Идет вторая неделя Рождественского поста. Он не считается строгим – во многие дни благословляется рыба, которая считается более скоромным продуктом, чем вино. Поэтому некоторые православные считают, что в рыбные дни можно себе позволить и немножко выпить. Действительно, церковный устав в некоторые дни даже Великого поста разрешает вино.

Однако протоиерей, настоятель храма Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево и председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы Михаил Потокин, считает, что современному христианину, живущему в миру, полезнее любым постом полностью воздерживаться от вина.

О духовном смысле воздержания от вина и других необязательных вещей отец Михаил рассказал «Милосердию.ru»:

Воздержание от скоромной пищи – не цель поста, а лишь средство, помогающее нам в борьбе со своими страстями, духовном развитии. И все это понимают, но на практике часто сводят пост только к исключению из рациона мясных и молочных продуктов, а в более строгие посты, Великий и Успенский пост, и рыбы.

Такое суженное отношение к посту видно не только по публикациям в прессе, бытовым разговорам, но даже по исповеди – многие исповедующиеся спрашивают, можно ли им по тем или иным причинам ослабить пост, или, наоборот, каются в единичном нарушении поста как в тяжком грехе.

Но даже если мы не нарушаем пост, часто продолжаем объедаться – постная пища этому не помеха, а теперь, когда в магазинах большой выбор морепродуктов, можно приготовить много блюд, не менее вкусных, чем мясные.

Конечно, не всем это по карману, но если человек будет весь пост до отвала наедаться вареной картошки, духовная польза такого поста тоже сомнительна. Постом имеет смысл ограничить себя во всем, есть именно столько, сколько необходимо для поддержания наших телесных сил, работоспособности.

Сама природа определила эту меру, которую животные прекрасно чувствуют и очень редко объедаются, а мы после грехопадения ее потеряли и объедаемся практически каждый день, чем губим собственное здоровье. Ограничить себя в количестве пищи сложнее, чем исключить из рациона часть продуктов, а для духовной пользы не менее (а может быть, и более) важно.

Но ограничения нужны не только в пище, а также в развлечениях. И если некоторым людям действительно невозможно полностью соблюсти пост в еде, то отказаться на время поста от просмотра телепередач или хотя бы свести этот просмотр к минимуму (например, смотреть только новостные программы, и не десять раз в день, а один) могут все.

Поначалу это, как и любая попытка ограничить себя в привычках, вызовет внутреннее сопротивление. Но если мы не поддадимся эмоциям и будем следовать намеченному ограничению, у нас сразу появится свободное время, которое сможем посвятить другим людям.

Мы же постоянно жалуемся, что не хватает времени помолиться, сходить в храм, пообщаться с близкими, сосредоточиться, решить свои внутренние проблемы.

Не хватает, но не потому, что Бог не дал нам этого времени, загнал нас в рамки, где мы должны крутиться как белка в колесе, а потому, что мы сами тратим много времени на вещи второстепенные, а то и просто ненужные. К таким же второстепенным вещам, без которых вполне можно обойтись, относится употребление алкоголя.

Есть люди, которые употребляют вино исключительно для вкуса, но большинство выпивает, чтобы почувствовать хотя бы легкое опьянение, расслабление. В умеренных дозах алкоголь действительно может приносить нам радость, поэтому Церковь не возбраняет употребление вина.

Это прекрасное дополнение к празднику (разумеется, если знать меру), но мы говорим не о празднике, а о посте. Постом Церковь призывает нас ограничить себя для ведения более сосредоточенной жизни. Без этого сосредоточения мы, когда пост закончится, и духовного смысла праздника не сможем почувствовать.

А вот необходимо ли нам вино в будничной жизни? Очевидно, что нет. Более того, до Ноя человечество не знало вина – Адам жил без вина. Вот от всего, что не необходимо, хотя бы на время поста можно отказаться.

А учитывая тягу многих наших соотечественников к алкоголю, тягу, часто далекую от умеренности, я считаю, что воздержание от спиртного во время поста даже важнее, чем отказ от скоромной пищи.

Многие настаивают, что устав в воскресные и праздничные дни разрешает употреблять вино. Букву мы знаем хорошо, но «забываем», что буква эта писалась для монахов – молитвенников и аскетов. Другие люди были в то время, духовно гораздо более крепкие. Постились часто настолько строго, что в будние дни вообще не вкушали никакой пищи.

К тому же вино тогда было натуральным, употреблялось разбавленным водой и часто – в медицинских целях, как советовал апостол Павел Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим., 5, 23).

Вино в монастырях пили точно не для того чтобы расслабиться, так как монахи прекрасно понимали, что любое расслабление мешает духовной жизни. А жизнь они вели напряженную – всенощное бдение под воскресные и праздничные дни по 6-8 часов длилось. Именно после таких длинных служб они и позволяли себе в соответствии с уставом выпить немного вина.

Если бы современный человек мог молиться столько же, сколько они, наверное, и к вину относился бы так же, и воздействовало бы оно на него по-другому. Ведь с Божьей помощью и свойства нашего организма (обмен веществ) могут меняться – такое бывало у святых.

Но мы не можем столько молиться, вести такую напряженную духовную жизнь, а потому и правила, написанные древними отцами для монастырской братии, невозможно применить к современному человеку. Вот и не надо выхватывать из этих правил фрагменты, чтобы оправдывать свои страсти. Пост существует не для потакания страстям, а для борьбы с ними.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/otkaz-ot-vina-v-post-vazhnee-chem-ot-skoromnoj-pishhi/

Можно ли пить пиво во время поста

Можно ли пить пиво во время поста

Пост в христианской религии означает период времени, в течение которого верующим запрещается принимать пищу животного происхождения.

Изначально смысл такого воздержания сводился к тому, что добровольный отказ себе в удовольствиях помогает достичь и духовного очищения.

Поэтому алкоголь, как категория продуктов, так же присутствует в запретительном списке. Однако в этом случае имеется ряд исключений.

Церковные каноны в умеренном количестве и в строго определенные дни разрешают пить красное вино. Но особое место в ряду исключений занимает пиво – до сих пор даже среди представителей духовенства нет единого мнения относительно употребления пенного напитка во время поста. Чем же обусловлены такие разногласия и можно ли пить пиво во время поста российским христианам?

Позиция католичества

Католики в этом вопросе едины – им употреблять пенный напиток разрешается. Это не значит, что во время духовной борьбы можно до краев наливаться пенным напитком. Умеренность – главное условие, которое в данном случае соблюдается неукоснительно.

Но почему в католической традиции сформировалась такая позиция? Достоверных сведений на этот счет нет, но зато бытует одна интересная легенда.

Как известно, пивоварение зародилось еще в Древнем Египте, откуда через Шумер и Ассирию технология изготовления напитка попала в Европу. В средние века главными пивоварами Европы стали монахи.

Больше других этим искусством славились священнослужители христианских монастырей, расположенных на территории современной Германии и Франции. Именно здесь впервые применили хмель в качестве консерванта.

Так вот, когда перед высшим руководством католической церкви встал вопрос о том, можно ли пить пиво во время поста или добрым христианам сие баловство не к лицу, группа монахов решила в некотором роде повлиять на ход обсуждений. Сделать это они хотели своеобразным способом – послав бочонок самого лучшего пива Папе Римскому, чтобы тот оценил качества напитка и сформировал собственное мнение.

Однако в дело вмешалось провидение в виде непредвиденных обстоятельств.

В дальней дороге послов застигла ужасная жара, а поскольку обеспечить необходимых условий хранения возможности не было, то к приезду в Рим напиток прокис.

Попробовав доставленное пиво, главный католик, объявил, что употребление такого пойла не доставляет удовольствия и на этом основании разрешил пить пиво постящимся католикам.

Так ли было в действительности или по-другому, не знает никто, но факт остается фактом – в католических традициях пиво считается постным продуктом, и употреблять его в ходе поста не воспрещается.

А что же православные?

А вот у представителей православной церкви относительно того, можно ли пить пиво во время поста, мнения расходятся.

Одни богословы утверждают, что в пост нельзя употреблять алкоголь и никаких исключений в данном случае быть не должно.

Другие согласны с ними в том, что в определенные дни воздержания разрешают пастве пригубить красного вина, ссылаясь, в свою очередь, на типикон – главный свод церковных правил, который регулирует вопросы, связанные с соблюдением постов.

Оппоненты аргументируют позицию тем, что типикон составлялся в Иерусалиме – местности, где в те времена не готовили других алкогольных напитков, кроме вина. Естественно, что в таких обстоятельствах в данном своде церковных догматов не было упоминания о пиве.

При этом сторонники употребления пива в пост уверенны в том, что если бы древние священнослужители знали об этом напитке, они обязательно разрешили бы пить его постящимся верующим в выходные и праздничные дни.

На чем базируется такая точка зрения, сказать трудно – каждая сторона спора приводит свои доводы за и против, и каждый считает собственные аргументы наиболее убедительными.

Следует также отметить, что помимо Великого поста, о котором наслышаны все, существует еще три многодневных – Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. И три однодневных – Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня. Кроме того, постными днями являются все среды и пятницы в году.

Золотая середина

Так как же быть православным любителям пенного напитка? Можно ли пить пиво во время поста или лучше отказать себе в таком удовольствии? Ситуация такова, что поскольку среди духовенства преобладают две противоположные точки зрения, то каждый верующий вправе сам сделать выбор в пользу того или иного решения.

Здесь важно понимать, что пиво, как к нему не относись, нельзя назвать продуктом, необходимым для нормальной жизнедеятельности.

Без него вполне можно обойтись, поэтому делать трагедию из необходимости временного воздержания, думается, не стоит.

Ведь смысл поста не в том, чтобы ограничить себя в конкретной пище, а в добровольном отказе от плотских удовольствий, что помогает укрепить духовные силы.

Поэтому, с точки зрения логики, постящимся лучше временно отказаться от этой слабости. Притом, что большим любителям данного напитка позволено изредка баловать себя порцией пива в выходные дни и праздники, например, в Благовещение или Вербное воскресенье.

Что вы думаете по поводу употребления пива во время поста? Балуете ли себя этим прекрасным напитком в эти дни? Делитесь своим мнением и опытом в комментариях!

Источник: https://KrasPivo.ru/mozhno-li-pit-pivo-vo-vremya-posta/

Кому категорически противопоказано поститься

Кому категорически противопоказано поститься

Поститься, резко ограничивать себя в еде, а заодно и худеть — все больше входит в моду. Но насколько это безопасно для здоровья? Врачи убеждены, поститься нельзя, например, не только беременным и кормящим матерям, но даже тем, кто планирует беременность.

«К зачатию женщина должна иметь достаточный запас прежде всего витаминов группы В, С и микроэлементов, — звучат призывы со всех трибун не только диетологов, но и педиатров. — Если до беременности женщина получала витамин В2 и фолиевую кислоту, то количество врожденных уродств нервной системы плода сокращалось более чем в 2 раза».

Не случайно в старину свадьбы играли осенью, когда организм уже насыщен витаминами и готов к зачатию. Да и запас овощей и фруктов, необходимых женщине и плоду в первую половину беременности, осенью более чем достаточен. Витамины и микроэлементы — основные активные компоненты ферментов, необходимых быстро растущему организму, что и происходит в первую половину срока беременности.

Как и чем правильно поститься, чтобы не падать в обморок и вообще не навредить своему здоровью? И кому поститься категорически противопоказано? Хватит ли терпения ограничивать себя в привычной еде почти 50 дней? И чем это грозит тем, кто «по случаю» решает максимально сбросить ненавистные килограммы?

— Начинать поститься потому, что это модно, глупо: голод сделает человека раздражительным и даже злобным, — сказал бывший сотрудник НИИ питания РАМН Владимир Коршунов. — Прежде чем начать поститься, надо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Особенно если есть хронические заболевания. И не сразу отказываться от привычной пищи, а постепенно исключать животные продукты из рациона. К тому же пост телесный без поста духовного принесет мало пользы, о чем не устает напоминать церковь.

Сегодня большинство желающих «встроиться» в постные ряды наслышаны о том, что нельзя есть мясо, ограничивать себя в рыбе и пр.

Но мало кто знает, особенно молодежь, что во время Великого поста (он самый строгий) нельзя употреблять алкоголь, надо отказаться от курения, от многих удовольствий и даже — от секса…

«Будущим мамам церковь предусмотрела послабление в диете»

Многие народные традиции (они проверены столетиями) говорят о том, что в давние времена беременные женщины соблюдали пост со всей своей семьей и при этом сохраняли обычное для них физическое здоровье и активность. Но… Свадьбы в те времена чаще играли осенью.

А значит, зачатие происходило нередко именно осенью. Поэтому пост для физически здоровых женщин, напичканных витаминами, был не столь страшен ни по сути, ни по времени. Вся беременность, как известно, длится 40 недель, а на постные дни приходилось каких-то 12 недель.

(Может ли организм обойтись без мяса, читайте здесь) Сегодня, что касается ограничения в питании, наука продвинулась далеко вперед. Доказано: беременным нельзя ограничивать себя ни в белках, ни в жирах, ни в углеводах, так как при таком питании плод все же страдает.

И церковь предусмотрела послабление в диете, прежде всего на молочные продукты и рыбу, а затем и на мясо. Мнение церкви на этот счет однозначно: «Беременные и кормящие матери освобождаются от строгого поста». Что, конечно, логично: именно при употреблении молочных продуктов многие женщины лучше себя чувствуют.

Освобождаются от строгого поста также дети до 14 лет и хроники, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями.

Под запрет попали и те, кто в силу обстоятельств не может питаться так, как хочется или как должно. Это — заключенные, путешественники, военнослужащие. И совсем другое дело — духовное воздержание. «Немощные телом, как и здоровые, обязаны соблюдать духовное воздержание, — говорится в церковном писании».

«Ни в коем случае нельзя поститься больным, кто принимает лекарства» — В это время происходит очищение и общее оздоровление организма, избавление от лишних килограммов, — считает наш консультант Владимир Коршунов.

— Благодаря растительной пище, богатой клетчаткой, усиливается перистальтика кишечника.

К тому же углеводы в отличие от белковой пищи (мясо, рыба) быстрее и легче усваиваются, соответственно, меньше энергии требуется организму на переваривание пищи.

Доказано: во время поста организм хорошо очищается от шлаков, выводятся токсины. Нормализуются пищеварение и обмен веществ. Замена сливочного масла на растительное поможет снизить повышенное артериальное давление и уровень холестерина в крови. А все это в итоге поможет при лечении ишемической болезни сердца и гипертонии.

Влияет ли как-то ограничение в еде на умственные и творческие способности? Мнение официальной медицины на сей счет однозначно: вегетарианская диета не снижает умственных способностей. С точки зрения физиологии это объясняется низким содержанием питательных веществ в крови при низкокалорийной диете.

А если питательных веществ слишком много, то умственная активность падает — «сытое брюхо к ученью глухо».

Но самое важное: ограничивать себя в определенных продуктах питания вовсе не означает питаться однообразно и лишать себя важнейших витаминов, микроэлементов, минеральных веществ.

Бобовые, грибы заменят мясо, всевозможные крупы, хлеб, соя пополнят организм витаминами группы В, фрукты-овощи другими витаминами и углеводами. Напитают энергией организм также варенье, мед, сухофрукты, сахар. Так что авитаминоз во время поста постящимся не грозит.

Но даже если вы и ощутите какой-то недостаток витаминов, их легко можно восполнить обычными витаминными комплексами или в составе с микроэлементами.

(Рецепты разнообразных постных блюд смотрите здесь) Мнение официальной медицины однозначно и в том, что ни в коем случае нельзя поститься больным, кто принимает лекарства, грудным детям.

«Лично я запретил бы поститься не только беременным, но и кормящим матерям, и даже тем, кто еще только планирует беременность, — убежден наш консультант Владимир Коршунов. — К зачатию женщина должна иметь достаточный запас прежде всего витаминов группы В, С и микроэлементов.

Если женщина до беременности получала витамин В2 и фолиевую кислоту, то количество врожденных уродств нервной системы плода сокращалось более чем в 2 раза». …Великий пост в этом году начался 18 марта и продлится до 4 мая. 5 мая — Пасха.

Сейчас в меню многих московских кафе, ресторанов уже появились специальные постные меню.

Наука: согласно последним исследованиям Национальной академии питания США и, в частности, Аризонского центра питания и пищевой аллергии под руководством профессора Уильяма Джонсона, единственной рациональной системой питания на сегодняшний день признана именно система перемежающегося приема мясной и вегетарианской пищи, поскольку таким образом и пищеварительная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную тренировку и комплексное оздоровительное воздействие.

Диетологи РАМН предупреждают: «Голодание в первые дни поста, особенно без предварительной подготовки, может быть слишком большой нагрузкой на организм, в результате которой вместо улучшения самочувствия может возникнуть, например, обострение какого-либо хронического заболевания». Поэтому относиться к правилам поста надо разумно, оценив свои возможности. Ведь именно в начале поста идет активная перестройка организма на более экономную его работу.

Источник: Александра Зиновьева, «МК»

Источник: http://doctorpiter.ru/articles/6108/

Можно ли православному употреблять алкоголь

Можно ли православному употреблять алкоголь

В Священном Писании есть замечательные слова апостола Павла о том, что человеку позволительно все, но не все полезно. Дальше святой продолжает мысль, говоря, что христианином не должна обладать никакая страсть. Именно такой взгляд на вещи может быть применим абсолютно ко всему, в том числе и употреблению алкоголя.

В Библии говорится о том, что вино способно веселить сердце человека. А апостол язычников, так некоторые святые отцы именуют Павла, в послании к Тимофею дает указ об употреблении чаши вина для пользы своему здоровью. Получается, что христианину в умеренных дозах вполне возможно употреблять спиртные напитки.

Также в библейских текстах можно встретить указания на то, что пьяницы не наследуют Царства Небесного. То есть страсть пьянства считается грехом.

Соответственно, христианская Церковь предостерегает человека от злоупотребления алкоголем.

К тому же проблема алкоголизма может быть понимаема и в медицинском свете и рассматриваться как болезнь человеческой природы, причем болезнь не только телесная, но и душевная (духовная).

Христианская Церковь запрещает впадать в страсть пьянства, потому что это может привести к нежелательным последствиям для здоровья тела и души. Но при этом строго запрета на алкоголь нет. У человека есть свобода воли и выбора.

Если он умеет выпивать в пределах разумного так, чтобы не терять людского обличия, то Церковь относится к этому снисходительно. Но если человек начинает злоупотреблять, то это считается греховной страстью и подлежит запрещению.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-855067-mozhno-li-pravoslavnomu-upotreblyat-alkogol

Медицинские аспекты влияния поста на организм

Медицинские аспекты влияния поста на организм

Если говорить о посте с медицинской точки зрения, то это прекрасная возможность устроить организму «разгрузочные дни» и помочь ему очиститься. Причем очищается не только пищеварительный тракт и печень, но и суставы, и мышцы, и кожа. Пост подразумевает отказ от продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, яиц, масла, молока и пр.

Все эти продукты заменяются растительной пищей, которая богата клетчаткой, витаминами, полезным растительным белком. Клетчатка не только стимулирует правильную работу ЖКТ, но и буквально «прочищает» желудок и кишечник, помогая вывести шлаки и вредные продукты жизнедеятельности, которые при обычном режиме питания могут скапливаться в пищеварительной системе.

Соблюдая посты, мы помогаем печени очиститься, снижаем нагрузку на нее и тем самым способствуем скорейшей регенерации гепатоцитов, которые при постоянном употреблении животных жиров быстро изнашиваются.

Также снижается нагрузка на почки, более того – в пост люди пьют воду чаще, чем обычно, тем самым стимулируя работу выделительной системы и способствуя активному выведению отходов жизнедеятельности.

Система питания во время постов напоминает медицински обоснованную практику раздельного питания: мы не смешиваем растительные и животные продукты, а значит, нагрузка на пищеварительную систему снижается и она работает более эффективно. Все полезные вещества перерабатываются и усваиваются в полном объеме, что очень важно для общего здоровья организма.

Что касается суставов и кожи, то увлечение животными жирами и белками, которые являются трудноусваиваемой для нашего организма пищей, сказывается на их состоянии не лучшим образом.

В суставах скапливаются соли (развивается остеохондроз, или окостенение суставных хрящей из-за избытка солей), кожа покрывается угревой сыпью из-за повышенной секреции сальных желез, которые пытаются избавиться от избытка жира, и выглядит нездоровой.

 При соблюдении всех норм питания, принятых во время поста, примерно через неделю начинается полная очистка организма от токсинов и продуктов метаболизма. За счет активизации работы печени, в том числе и ее кроветворной функции, улучшается местное кровообращение, а значит, ткани лучше насыщаются кислородом.

Организм постепенно избавляется не только от токсинов, но и от избыточных жировых запасов – это также очень полезно для общего здоровья человека. Хотя надо отметить, что постовая пища не способствует похудению. Основное питание в пост (из калорийных продуктов): картошка, макароны, хлеб, каши.

Это высокоуглеводные продукты, которые могут увеличить объем вашей талии, если не ограничивать себя в их количестве. Поэтому не стоит рассматривать пост как диету.

Для усиления очистительного эффекта поста медики рекомендуют регулярно посещать баню тем людям, у которых нет к этому противопоказаний. Баня помогает очистить кожные поры и стимулирует выделительную функцию кожи, а значит, токсины будут выводиться быстрее и лучше.

Конечно, соблюдать пост можно и нужно тогда, когда организм способен справиться с этой нагрузкой (а изменение привычного рациона – всегда нагрузка на первых порах). Больным, которым предписана особая диета, лучше поститься с соблюдением соответствующих ограничений.

Всем остальным пост будет весьма полезен, не только в духовном, но и в физическом смысле.

Читайте так же:

Темы: очищение , очищение организма , пост

Источник: http://blagozdravnica.ru/meditsinskie-aspekty-vliyaniya-posta-na-organizm/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector